Недалеко от города огурцов Луховицы находится красивый храм на горке. Раньше усадьба Борки принадлежала выходцам из Польши – Мельгуновым. В 1754-1774 годы помещицей М.Р. Рудневой был построен храм в стиле раннего классицизма. В архитекторы храма записывают Ивана Егоровича Старова, на момент закладки храма которому было всего 9 лет. Старов известен проектами усадеб Никольское-Гагарино в Подмосковье, Богородицк в Тульской области, Тайцы под Санкт-Петербургом. В самом селе можно еще пофотографировать замок, заброшенный недострой, похожий на усадьбу, и голландский домик…
Церковь построена в 1774 году.

Село Троицкие Борки (Троицкое, Борки ) находится в 18 верстах от уездного города Зарайска. Борки в качестве сельца упоминается в платежных книгах 1595 г., где оно значится «за Иваном за  Большим за  Будаевым сыном Мельгунова». Род Мельгуновых происходит, по преданию, от выходца из Польши (литовского выходца) Яна Минигалева (Яна Мингайло-Мингалева), коему по крещении дано имя Иван Мельгунов. Пятеро Мельгуновых принимали участие в московском осадном сидении 1609 года. В конце XVII века несколько Мельгуновых были стольниками и стряпчими Новый зелёный купол церкви виден от самого поворота. Преодолев большую часть пути, вы оказываетесь в небольшом парковом массиве, но старовозрастные деревья здесь не встречаются, что наводит на мысль — этот парк гораздо моложе бывшего имения. Всё что сохранилось от усадьбы, если таковая здесь существовала (а о каких-нибудь господских или хозяйственных строениях пока нет архивных данных) — так это Троицкая церковь и возможно небольшой участок древесных насаждений.

Церковь относят к раннему классицизму, в других источниках к барокко.
Храм на горке.

Авторство храма, с посвящением св. Троице (1774 гг.), сооружённого на средства помещицы М.Р. Рудневой, некоторые исследователи приписывают И.Е. Старову. Однако документальных подтверждений этому нет. Несмотря на то, что памятник является редчайшим примером раннего классицизма в столичной регионе, он был доведен до руинированного состояния. На табличке на церкви написано кратко: Старов и барокко. Кажется что колокольня и северный придел, пристроенные к церкви в 1870-х гг. были разрушены в наше время, в период великого вандализма 90-х, однако это произошло гораздо ранее — в 1940-х. Ива́н Его́рович Старо́в (12 [23] февраля 1745, Санкт-Петербург — 5 [17] апреля 1808, Санкт-Петербург) — русский архитектор. В начале 1770-х годов Старов строил дворцовые ансамбли в Богородицке и Бобриках под Тулой. В 1773 году Старов разработал проект одного из лучших своих усадебных ансамблей — Никольское-Гагарино под Москвой. Эта усадьба своим композиционным строем и удивительной пластичностью форм во многом предопределила облик усадебных построек, созданных Старовым под Петербургом, внеся и в них мягкость и колорит Подмосковья. В начале и середине 1770-х годов Старов проектирует и строит три оригинальных ансамбля невдалеке от Петербурга — дачу А. Г. Демидова на Петергофской дороге и усадьбы для братьев А. Г. и П. Г. Демидовых — своих шуринов — в Тайцах и Сиворицах. В период между 1786—1790 годами Старов выполняет для юга России обширнейшие проектно-строительные работы. По его замыслам на берегах рек вырастают усадьбы, в городах возводят дворцы, гражданские и культовые сооружения, ансамбли. В 1786 году Старов строит усадебный дом в Дубровицах на реке Горынь. В 1790 году усадебные дома для Г. А. Потемкина и его племянницы графини А. В. Браницкой, церковь, фонтан и гранитную купальню в сельце Богоявленске, спланированном им на берегу Буга. Не однажды Старов выполнял заказы Шереметевых — одной из богатейших аристократических семей. Он исполнил проект дворца Н. П. Шереметева на Никольской улице в Москве (1789—1792) и усадьбы Вознесенское на Неве (1794).

До Троицкой церкви село носило имя Борки.
В еловых зарослях прячутся замки.
Мостик к церкви.
Иван Егорович Старов, возможно, был архитектором Троицкой церкви.
Церковь начали восстанавливать только в конце 90-х годов.

Существующая в с. Троицках  Борках каменная Троицкая церковь с приделом Никольским и Сергиевским  построена в 1754 г. помещицей Матроной Романовной Рудневой. Рудневы — дворянский род. Восходит к началу XVI в. Род Рудневых внесен в VI, II и I части родословной книги губерний Рязанской, Тверской, Тульской и Псковской. В 1872, 1877 и 1880 гг. церковь в значительной степени была исправлена помещиком Иваном Ивановичем Мельгуновым  с затратою более 10 000 руб. собственного капитала.

Вид от церкви на предполагаемое место усадьбы и парк.
Возле церкви старое надгробие.
Иван Андреевич Мельгунов скончался в 1852 году.

В Троицком храме с 1911года по 1937года проходил служение священник Димитрий Миловидов, прославленный в лике новомучеников и исповедников Российских. Священномученик Димитрий родился 14 октября 1879 года в селе Троицкие Борки Луховицкого уезда Рязанской губернии[*] в семье священника Василия Миловидова. В 1903 году Дмитрий Васильевич окончил Рязанскую Духовную семинарию и вскоре обвенчался с Антониной, дочерью священника Алексия Хитрова, служившего в селе Княжево неподалеку от города Егорьевска. Впоследствии у них с женой родилось девять детей; из них четверо умерли в младенческом возрасте, а двое сыновей были убиты во время Великой Отечественной войны. В 1911 году, после рукоположения в сан священника, отец Димитрий был назначен в Троицкий храм в село Троицкие Борки, где прослужил до мученической кончины в 1937 году.  Троицкий храм во все воскресные дни был полон молящихся, а на большие праздники люди съезжались из самых дальних деревень. Отец Димитрий служил с большой сосредоточенностью, и богослужения проходили очень торжественно. В храме и в алтаре у него был идеальный порядок. Об алтаре священник говорил: «Это наш кусочек
рая».  В общении с народом священник был прост, он отчетливо и ясно объяснял верующим прочитанное из Евангелия. Во время исповеди он для каждого был любящим отцом, переживая нужды и горести каждого, как свои собственные. Бывало, оставаясь в храме, он плакал, стоя на коленях перед престолом. Уходя рано утром в храм, он по окончании богослужения шел исполнять требы, и домашним редко когда удавалось уговорить его зайти домой пообедать, а приходил он домой поздно вечером. Он служил и исполнял требы даже тогда, когда бывал болен.

В большие праздники, когда в храм сходилось много народа, отец Димитрий давал в своем доме приют всем, кто оставался без ночлега, а неимущим никогда не отказывал в милостыне. В селе священник обучал детей Закону Божию, а тех, кто проявлял музыкальную одаренность, – церковному пению. Кроме того, Господь наделил его врачебными талантами, и он собирал травы и пользовал приготовленными из них лекарствами больных.  Первый раз священник был арестован в 1930 году по обвинению в неисполнении государственных повинностей и приговорен к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере, несмотря на то, что по закону он мог быть приговорен к сроку, не превышающему двух лет. Отец Димитрий был выслан в Красноярский край, но власти все же разобрались в незаконности его осуждения на столь длительный срок, и в 1933 году он был освобожден и вернулся в родное село, где снова стал служить в Троицком храме.  К этому времени обстановка в селе изменилась – устрашенные угрозами преследований, люди стали бояться приходить в храм, и за службами, бывало, молилось всего лишь несколько человек, а иногда и никого не было, но отец Димитрий все равно совершал богослужения, говоря: «Это мой дом, я священник, я должен служить и молиться». Храм не отапливался, но отец Димитрий, одеваясь потеплее, служил и зимой в любую погоду. Со временем жители села, завидев на улице священника, старались обойти его стороной, а некоторые и открыто высказывали свое пренебрежительное к нему отношение. Представители местных властей все чаще стали приходить к священнику домой и настойчиво предлагать оставить служение в церкви и уехать, но священник отказался последовать их требованиям.  Иногда священника вызывали в НКВД и здесь, запугивая и угрожая, принуждали отказаться от служения в храме. Отец Димитрий, вернувшись домой, рассказывал родным: «Было страшновато, когда они начинали кричать и пытались заставить выполнить их требования. Я в это время старался их не слушать, прося помощи у Бога и Царицы Небесной».  Во второй раз отец Димитрий был арестован 8 августа 1937 года и заключен в тюрьму в городе Рязани, где его сразу же начали допрашивать, требуя, чтобы он согласился с обвинениями в контрреволюционной работе и террористических настроениях. Отец Димитрий виновным себя не признал и все выдвинутые против него обвинения категорически отверг.  19 августа 1937 года тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Димитрий Миловидов был расстрелян 20 августа 1937 года и погребен в безвестной могиле. Храм возвращен верующим в кон. 1990-х в тяжелом техническом состоянии.

Заложили храм в 1754 году, в это время архитектору было Старову было 9 лет.
Справа недострой с колоннами.
1999 год.

Источник — https://vadimrazumov.ru/55636.html

Мы используем файлы cookie для наилучшего представления нашего сайта.