Автор – Анатолий Горбунов

Сейчас, практически каждый человек имеет доступ к Интернету. Поэтому ни у кого не вызывает вопроса, как можно донести свои мысли до других людей: мест, где в сети можно опубликовать свои произведения предостаточно, было бы желание. А вот сто и более лет тому назад, это сделать было значительно сложнее, электронных средств массовой информации ещё не изобрели, но тем не менее у людей была возможность публиковать свои заметки и рассказы в печатном виде. В подшивке “Рязанских Епархиальных Ведомостей” за 1887 год, мне удалось обнаружить три небольших заметки нравоучительного характера, принадлежащих перу священника села Нижний Белоомут Алексея Надеждина. Конечно, сейчас многим эти рассказы покажутся несколько наивными, но тем не менее, они отражают вполне реальные события, которые происходили в истории нашего посёлка.

Немного информации об авторе рассказов. Те, кто знакомы с историей Белоомута, вспомнят возможно, священномученика Христофора Алексеевича Надеждина, родившегося 21 февраля 1869 года в селе Нижний Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии, в семье священника. Не буду здесь подробно рассказывать о нем, т.к. в сети можно найти достаточно много информации на эту тему.

Так вот, Алексей Надеждин – это отец священномученика Христофора. омимо литературной деятельности, он увлекался так же садоводством. “Известны сады священника А. Надеждина в с. Белоомуте, Зарайскаго у., — известны редкими сортами фруктов и особенно ягод», — говориться в одном из номеров журнала “Странник” за 1889 год.

Итак, публикую здесь рассказы, более чем 130-летней давности, вышедшие из-под пера нашего земляка. Орфография и пунктуация сохранены авторские.

Вразумительный для богохульников перст Божий.

(Против не соблюдающих посты.)

В покосное время в село Нижний Белоомут (Ряз. губ., Зар. уезда) ежедневно собирается много крестьян из разных городов и весей, для косьбы травы. Так было и в настоящем 1886 г. Между многими пришельцами в начале июля явился в с. Н. Белоомут, для косьбы травы, крестьянин Касимовского уезда, дер. Акуловой, Василий Федоров Лазунов. Этот крестьянин Лазунов, раз, возвратившись с лугу в с. Н. Белоомут за харчами, т. е. за хлебом, пшеном, маслом и другими жизненными потребностями, порядком, ради трудов покосных, подвыпил. Это было в среду 23 июля настоящего года. После того он отправился в дом дворника Иакова Балдина. Увидав жену его Пелагею, Лазунов так шумно начал говорить ей: «хозяйка! дай мне ветчины,» (соленой свинины) «я жрать хочу, — скорее. » « И, што ты, кормилец,» отвечала хозяйка, «нешто можно ныне есть ветчину, ныне среда—день постный». «Давай», с бранью закричал на хозяйку Лазунов, фунтов пять, я и сам поем и товарищам в луг ее снесу.” «Мне ведь не жалко, Василий, свинины, да тебя жалко, я знаю, что Бог тебя за это непременно накажет.» «Да где Бог то твой,» сказал со смехом хозяйке Лазунов; «нешто ты Его видела… Он и не увидать, как я наемся ветчинки-то. Это и вперед бывальщинка со мною.» После того, жена дворника Пелагея отвесила несколько фунтов ветчины богохульнику тому. Что же потом? О, страх и ужас! Лишь только Лазунов положил первый кусок ветчины в рот, тотчас упал на землю и богохульный язык его замолк на веки. Почему же? Кусок ветчины остановился в горле, мгновенно задушил бесстрашного богохульника (*). Никакие пособия не могли возвратить жизнь ему. Пена на губах ясно говорила всем зрителям; Лазунов уже не земной житель.

Ужели кто скажет, что это простой случай?

Нет, это перст Божий, видимо вразумляющей всех и каждого в том, что есть праведный Бог, и что Он поругаем от богохульников не бывает никогда (Гал. 6, 4).

Села Н. Белоомута свящ. А. Надеждин.

(„Ряз. Еп. Ведом.” № 5. 1887 г.)

(*) В метрических книгах Преображенской церкви села Нижнего-Белоомута июля 23 дня записано: крестьянин касимовского уезда, деревни Акуловой Василий Федоров Лазунов, 30 лет, умер скоропостижно.

ППоучительный рассказ.

Одна из прихожанок с. Нижнего-Белоомута, вдова-старушка Анна Павловна Горяинова, передала мне о следующем чудесном событии, случившемся с нею 18 Мая 1886 г., в неделю о слепом. Вот этот рассказ.

„Когда ты, батюшка, говорил нам проповедь о том, что все мы должны жертвовать от себя по нескольку деньженок на помощь слепым,— говорила мне вдова-старушка, — я слышав это, подумала про себя так: и вправду батюшка говорить, что жизнь слепых самая несчастная; вот, например, я, хотя еще и не совсем слепая, хотя плохо, а все вижу свет Божий, и то прискорбно бывает мне под час, потому что ни Евангелия, ни Псалтири не могу без очков почитать, ни нитки вздеть в иголку, да пошить что либо, а ну-ка совсем-то ослепну, думала сама с собою я. О! избави меня Господи от такой беды! Дай-ка я положу на тарелку старосте для слепых побольше; авось Господь смилосердуется надо мною и недопустит совсем ослепнуть мне. рассуждала я в себе, и затем положила на тарелку все то, что у меня было в кармане- 30 к.; а сама смотрю на икону Спасителя и вижу, что точно луч светлый изошел от ней, и коснулся глаз моих. А на душе-то моей в это время стало как-то тепло-тепло и радостно.

По окончании обедни прихожу домой; отдохнувши, я случайно взяла в руки Псалтирь, смотрю в него и сама себе не верю, что за чудо случилось со мною: ведь я вижу ясно слова, могу читать ясно без очков: и вот с той поры и теперь,— со слезами на глазах сказала старушка та, — я читаю без очков Божьи книжки—Евангелие и Псалтирь; без очков вздеваю нитку в иголку и шью. Так милосерд Господь ко мне грешной”, крестясь говорила старушка, заканчивая свой поучительный тот рассказ.

Свящ. А. Надеждин.

(„Ряз. Eп. Вед.” .№ 5, за 1887 г.).

ССила молитвы господней:

««Отче наш».

В июне месяце 1887 года позван быль я для приобщения св. тайнами одного старца-крестьянина с. Нижнего-Белоомута М.Д.К.1*), где мне пришлось услышать от него такое завещание детям своим: «Дети, говорил старец, – отец, я чувствую, что смерть от меня недалеко; будете жить вы после меня одни, за худые дела не беритесь никогда, лучше чаще читайте вы молитву Божию: «Отче наш» читайте и дома, и в лесу, и на лугу; – везде: молитва эта много раз спасала меня грешного в жизни от разных напастей и смерти, спасет она и всех вас от великих бед, если только вы. при всяком своем, горе усердно будете прочитывать молитву эту.

Ей звери повинуются, ее и вода слушается. Она ведь Богова, т. е, дана нам Богом.»

Желая подробнее узнать от старика-отца, почему именно он дал детям своим такую христианскую заповедь, я спросил его: М. Д.! Разве ты что нибудь особенное испытал на себе в жизни от молитвы господней «Отче наш»..?

«Да, батюшка, со слезами на глазах ответил мне старец: если бы не эта молитва Божия хранила меня в жизни, то давно бы на белом свете меня не было.

Расскажи-ка мне хоть что нибудь из жизни твоей, М. Д., сказал я ему, про силу молитвы господней, явленную над тобою. Может быть, это и для других будет поучительно.

«Всего-то не упомню, батюшка,» говорить старец, «а кое-что хорошо помню и теперь. Однажды я пошел в лес грибов набрать себе; давно это было, мне тогда было лет 20 от роду. Хожу я по лесу, да посматриваю, не растет ли где гриб, и мало по малу зашел в густой липняк 2*). Вдруг из за куста выбежал большой волк и шагах в трех от меня стал, как вкопанный; разинув рот и щелкая зубами, этот зверь, заметно, хотел броситься на меня. Шерсть на нем, как щетина, стояла; должно быть волк-то был голодный. Что было делать мне? В руках у меня, кроме небольшой кошолочки, ничего не было. Сильно испугался я этого зверя. Но все-таки Бог избави меня от него силою молитвы своей. Когда я прочел молитву «Отче наш» один раз, и то зверь стал смотреть на меня ласковее, а когда я прочел эту молитву Божию в другой раз, то волк громко рыкнув, рысью побежал от меня, точно огнем опаленный. И я остался не вредим. Вот так велика сила молитвы господней «Отче наш»

«И еще случай. Раз работал я на покосе с товарищами, продолжал говорить старик М. Д. «День был очень жаркий. Мы и пошли вчетвером купаться в Студеном 3*) озере. Трое товарищей моих скинув наскоро с себя белье, с разбегу бросились с берега в воду и поплыли далее. Бросайся, кричали они мне, и ты. Я бросился, но попал на очень глубокое место. А как пловец-то я был плохой, то как ни старался выплыть из глубины, все нее не выплывал, а прямо пошел ко дну. Ах! погиб я: утопаю! и, зажав себе рукою рот, начинал в уме читать молитву божию «Отче наш». . . Помнится мне, что когда я произнес про себя слова «но избави нас от лукавого,» то в ту же минуту я, по словам товарищей своих, быстро выскочил из воды и, сделав прыжок, явился у самого берега с бледным лицом, с глазами мутными, где два товарища взяли меня и вытащили из воды на берег. Когда я пришел в себя опомнился, двое товарищей сказали мне: «мы думали, что ты совсем утонул и уж послали одного из товарищей к рыбакам взять у них невод, чтобы ловить тебя.» Так силою молитвы своей Господь чудесно спас меня от потопления, крестясь говорил старик М. Д.

«Были со мною и другие, столь же удивительные случаи в жизни моей. Помнится мне, что в последнюю холеру, не припомню в каком году, много народу умирало от нее в нашем селе. Слышу, что и сосед мой умер. Заробел я сильно. Дня чрез два, после смерти соседа моего, и со мною открылась рвота, страшные судороги. «Лейте ему перцовки в рот, говорили сродники, и натирайте всего его.» Не хочу, не хочу пить ее и натираться ею, слабым голосом отвечал я им. А умереть не хочется. Вот как опомнился, тотчас и зачитал в себе молитву господню; раз прочел ее, два и более, и мне сделалось в ту же минуту легче, жар внутри утихал, и судороги слабели. И вот, благодаря Господа, без всяких лекарств, силою молитвы «Отче наш» я не только остался жив, но и дожил до старости.

«Раз пара лошадей моих, испугавшись чего-то, так начала трепать меня по луговым ямам и пригоркам, что я думал уж конец жизни моей наступил: однако лишь два раза со слезами прочел я молитву господню «Отче наш» и коренная, лошадь моя на ровном месте упала, и чрез то я остался жив и не вредим.

«Много, много, я получил себе от Бога добра на земле ради святой молитвы Его «Отче наш;» теперь желал бы я с этою молитвою в устах и в сердце перейти в другую жизнь и явиться с нею на суд божий.»

Так старец-христианин М. Д. закончил свои поучительные рассказ о силе молитвы господней «Отче наш.»

Передавая эти рассказы печати, мне думается, что всякий читатель найдет в них для себя много поучительного и нравоучительного. И дай Бог, что бы так и было.

1*) Михаила Дмитриева Кошелева.

2*) Молодой густой липовый лес.

3*) Студеным озеро называется потому, что в нем, по причине множества родников, вода всегда бывает холодна.

(„Ряз. Eп. Вед.” .№ 16, за 1887 г.).