Автор — Анатолий Горбунов

Если спросить кого-нибудь из белоомутцев, почему наш посёлок так называется, то скорее всего в ответ вы услышите историю о Петре I, который якобы проплывал по Оке мимо безымянного на тот момент селения, и увидев водоворот, в котором кружилась белая пена, вслух удивился этому, какой, мол, омут белый, и с тех пор село и стало называться Белым Омутом. Вот в каком виде была опубликована эта «легенда» в газете «Ленинское зная» в 1971 году:

«По преданию, Пётр I часто бывал в Дединове. Здесь строились торговые корабли, главным образом для перевозки хлеба. Близ речки Ройки в 1667-1668гг был построен большой 22-пушечный трёхмачтовый корабль «Орёл». С Петром I связывает легенда и название посёлка Белоомут. Вот она.
Пётр вернулся из заграницы превосходным строительным мастером. Ему даже было присвоено высокое звание «корабельный плотник». И прежде всего, конечно, он захотел посмотреть своими глазами, как идут дела в Дединове. Приехал он сюда, и очень ему не понравилось, как делают здесь струги, барки, ялики. И предложил он тогда свою модель судна. Сделали по чертежам модели царя такое судно. Пётр сам приехал его испытывать. Флотилия под командой Петра двинулась вниз по Оке. Плывут суда, а навстречу им, словно из моря, река белой пеной идёт. И завихрение воды какое-то происходит.
— Ишь ты!,- вскричал царь, — белый омут какой!…
Суда прошли, и царь больше не вспоминал это место. Но не забыли люди слова Петра. И когда в тех местах возникло селение, жители его назвали Белым омутом. В дальнейшем — Белоомут.» (Газета «Ленинское знамя» 21 октября 1971 года).

Встречаются и другие интерпретации этой легенды, например, судно на котором плыл Петр, попало в водоворот и чуть не потерпело крушение; государь в сердцах произнёс «-Будь ты проклят, белый омут!» и по этой фразе ближайшее селение и назвали.

Существуют ещё более развёрнутые варианты этого мифа, так лет двадцать тому назад, я слышал от одной из жительниц Луховиц такую историю:

«Плыл Петр I по Оке, остановился у одного села, вышли ему на встречу старики (деды)-и назвал он это село Дединово. У следующего села вышли ему навстречу красивые молодые девушки, на которых царь залюбовался, и назвал он село Любичами. Поплыл дальше, у следующего села увидел рыбаков-ловцов рыбы, и назвал село Ловцами.» А дальше уже известная история про водоворот с белой пеной.

Есть ещё менее правдоподобная версия легенды, опубликованная в газете «Пионерская правда» от 8 октября 1954 года:

О происхождении названия "Белоомут", изображение №1

Конечно, все эти «легенды» не выдерживают никакой критики с исторической точки зрения, хотя бы потому, что Белым Омутом село называлось в официальных документах не менее чем за пятьдесят лет до рождения Петра (то же можно сказать и о других населённых пунктах, расположенных на Оке в пределах нашего района). Хотя, безусловно Петру I как минимум дважды приходилось бывать в наших краях: в мае 1695 года, во время первого Азовского похода и во время Каспийского похода в мае 1722 года, когда царь остановился на ночлег в восьми верстах не доезжая до Перевитска (очевидно, как раз таки в Белоомуте). Но никаких войсковых манёвров русская армия под его руководством в районе Белоомута, естественно, не проводила.

В «Материалах к Рязанской топонимической энциклопедии» Арсена Бабурина, приведена такая легенда, связан с попаданием корабля в омут:

«Местные жители рассказывают следующую легенду о происхождении названия села (имеется в виду село Константиново — А.Г.). Как-то в давние времена плыл по Оке корабль. Правил им не кто иной, как князь Олег, и плыли на том корабле воины его. У села Белоомут (ныне Московская область, а в те времена территория Рязанских земель) корабль попал в омут, и в это время на него напала мещера. Произошло страшное сражение. Многие были и с той, и с другой стороны перебиты, но всё же Олегу удалось освободиться и поплыть дальше. Среди прочей команды на корабле были три воина, которые особо пострадали в этой битве. Жизнь их постепенно угасала.

Проплыв ещё какое-то время, увидел Олег на берегу хижину отшельника (волхва). Причалил князь к берегу и обратился к отшельнику с просьбой оставить у него этих воинов: даст Бог, они исцелятся. Согласился волхв и принялся за молитву по исцелению трёх воинов. Через какое-то время они действительно пошли на поправку, а ещё спустя несколько месяцев исцелились. А когда совсем выздоровели, обзавелись семьями и расселились вдоль Оки. И там, где они поставили свои избы, в скором времени образовались сёла. А звали тех воинов Федяк (отсюда Федякино), Вак (отсюда Вакино) и Костак (отсюда Константиново).»

Князь Олег, упоминаемый в легенде, скорее всего — Олег Иванович Рязанский, правивший Рязанским княжеством в 1350 — 1402 годах (с небольшим перерывом в 1371 году). Естественно, что ни подтвердить, ни опровергнуть эту легенду не представляется возможным. Хотя известно, что существовавший в то время Перевитск Олег Рязанский посещал, в этом городе, к примеру, в канун Пасхи 1389 года, он встречался с митрополитом Пименом, путешествующим в Царьград (Константинополь, Стамбул).

О белом в буквальном смысле омуте, писал уроженец Белоомута, известный критик, профессор Н.И. Надеждин (цитата из рукописи «Две главы исторической повести»):

«…От самого устья Москвы-реки под Коломной Ока отбивается влево от цепи возвышенностей, проходящих живописной каймой по ее правому берегу, и на просторе широкой долины, открывающейся перед ней, кружиться как резвая девушка, разыгравшись в хороводе. Это продолжается верст сорок по прямой линии. Но поравнявшись с Перевитской горой, своенравная река одолевается как будто какой-то силой: что-то тянет ее, и она со всего размаху крутым изгибом поворачивается направо и стремглав бросается под гору. На месте ее излома клубится седая пучина, которую туземцы называют Белым Омутом…»

В трудах белоомутского краеведа В.К. Влазнева тоже есть подобные строки:

О происхождении названия "Белоомут", изображение №2

Так всё же, почему Омут, и почему «белый»? Согласно толковым словарям, омут – это глубокая яма на дне реки или озера. И совсем не обязательно омут сопровождается водоворотом, да ещё и с белой пеной. Эта часть названия вполне понятна, можно допустить, что первоначально село называлось просто Омутом. Во всяком случае, в записках иноземных путешественников, посетивших наши края в начале XVII века, село названо просто «Омут». А вот «белый»… Это слово в славянской топонимике имеет разные значения. Во первых, оно может быть связано с действительно белым цветом какого-либо приметного объекта, берегового обрыва, например, или городских стен из известняка. Во вторых, может указывать на северное положение населенного пункта. В третьих иногда «белый» употреблялось в значении «красивый», «прекрасный». В четвёртых, «белыми» могли называть селения, имеющие определённые льготы, полностью или частично освобождённые от налогов. В «Топонимическом словаре Московской области» Б.Б. Вагнера, именно эта версия – налоговая льгота царским рыбакам, рассматривается как основная. И в общем, с этим мнением вполне можно согласиться. Однако, и у этой версии есть противники, с альтернативными вариантами происхождения названия можно ознакомиться вот здесь: http://www.peremeny.ru/blog/18973 автор, Николай Келин возражает против того, что белоомутиских рыбаков можно было считать освобожденными от податей, налог они всё равно платили, пусть и рыбой. Впрочем его версии тоже не могут быть однозначно приняты как достоверные –так он пишет, что возможно название пошло от того, чем платили налог – белой рыбы, либо от пустоши «Белые пески»:

«Имеется и второе толкование. Хотя вероятность истинности тут, на мой взгляд, много меньше. Название села могло быть связано с т.н. пустошью Белые пески (пустошь – участок бедной плодородными почвами земли), определенно упоминаемой в выписи из Писцовой и Межевой книг А. Жадовского и подъячего И. Орбенева по рязанскому Переславского уезда дворцовому селу Ловцы. Местонахождение пустоши – между современными Белоомутом и Ловцами. В той выписи на период 1674 – 1678 гг. перечислены угодья, площади под лугами, урожайность в десятинах-копнах сена, размер оброка, есть упоминание о хлебопашестве, впрочем, как мы уже знаем, малозначительном на нашей низкой пойме.»

Впрочем, пустошь эта, судя по всему находилась не между Белоомутом и Ловцами, а скорее между Белоомутом и Сельцами (что можно установить по тем же самыми межевым и писцовым книгам и старым картам). Иногда высказывают версию, что «белый», это искажённый «беглый», мотивируя это тем, что в богатые окские сёла, в том числе и в Белоомут, бежали и укрывались там от преследования, самые разные люди.

Какую версию происхождения названия следует принять как наиболее достоверную? Думаю, вопрос пока так и остаётся открытым, хотя самой логичной выглядит версия с налоговыми льготами. Опять же, положение государственных, дворцовых крестьян, к которым до 1762 года принадлежали жители Белоомута, было лучше крестьян владельческих (хотя нельзя не отметить того факта, что и после закрепощения белоомутцы жили относительно неплохо, но это тема для отдельного рассуждения).

Иногда, на картах XIX века Белоомут называли Белоомутово (Белоомутово Верхней половины и Белоомутово нижней половины). И это, видимо, не столько ошибка картографов, сколько желание привести название с имевшей в то время практикой: писать по возможности названия сёл в среднем роде (поскольку само слово «село» среднего рода), а деревень в женском.

Ещё, наверное, стоит добавить, что топоним «Белоомут» является уникальным — других населённых пунктов с таким же названием не существует. Есть только похожие: посёлок Белый Омут в Тверской области, и деревня Беломутово (точнее даже две — в Рязанской и Тульской областях).